Библиотечный урок с 8 классом "Издательство и типография"

21.09.2019


       План-конспект библиотечного урока

Тема: Издательство и типография

Дата проведения: 21.09.2019г.

Тип урока: Библиотечный урок

Технология урока.

Цели урока.

 - Ознакомить обучающихся с издательством и типографией ;

- Раскрыть их отличие.

Задачи.

- Познакомить с понятиями "Издательство и типография";

- Объяснить классические их схемы;

- Развивать познавательный интерес и логическое мышление;

- Воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.

Основные термины, понятия: издательство, типография,автор, книги, тираж, издатель, корректор, верстальщик.

Оборудование: компьютер, проектор, экран;

 

Ход урока

(Урок проходит вне стен библиотеки)

 −  Здравствуйте ребята! Сегодняшний библиотечный урок будет весьма занимательным для вас. Вы когда-нибудь задумывались о том, как вообще создаются книги? Нет? Ну, вот сегодня вы и сможете узнать об этом удивительном процессе. Возможно, тогда вы будете беречь книги лучше, чем прежде.

    Итак, есть такие понятия как типография и издательство. Как вы думаете, в чем их различие?

 (ответы учеников)

   − Вот в чем их различие: издательство – издает. А именно: осуществляет допечатную подготовку, печатает, и сопровождает книгу в процессе продажи, осуществляя рекламную поддержку издания. То есть ведет книгу от момента появления автора на пороге издательства до момента продажи последнего экземпляра тиража.

     Типография лишь печатает. То есть в классическом их определении этих двух терминов, книжная типография – это часть (или партнер) издательства.

    Издательство работает с автором и читателем. Издательство оперирует всем бюджетом книги, решая сколько получит автор в качестве своего гонорара, и сколько готово заплатить за печать. Львиная доля прибыли остается издательству, при том, что все технические моменты лежат на авторе и типографии. Автор создает произведение, а типография его печатает.

   Примерно так видится издатель полиграфисту. Вы знаете, кто такие полиграфисты?

(Ответы учеников)

− Это специалист по печатанию, изготовлению печатной продукции 

(книг, журналов, альбомов и т.п)

      Естественным желанием типографий было выйти из тени издательств и начать работать с авторами и книжными магазинами напрямую. Самим стать издательствами, имея при этом собственную производственную базу.

    Классическая схема работы типографии – это получить от заказчика оригинал-макет будущего издания, отдать его в печать и тут же отдать клиенту готовый тираж.  

    Первым и самым логичным шагом типографий стало включение в список своих услуг допечатной обработки. Для этого достаточно было лишь взять к себе в штат издателя, корректора и верстальщика. Знаете кто они и чем занимаются?

(ответы учеников)

   −  И вот, с помощью них типография может не только печатать, но и готовить книгу к печати.

    Следующий шаг посложнее. Наладить отношения с книжными дистрибьюторами (официальные представители производителя продукции, занимающиеся ее сбытом (продажа готовой продукции) оптовым и розничным продавцам)

   Крупные издательства, гиганты-монополисты (имеющие исключительное право на производство или на продажу чего-н., а также исключительное пользование чем-н.) давно и продуктивно работают с аналогичными гигантами, доминирующими в книготорговле. Туда не пролезть. Но остаются региональные книготорговые сети, одиночные магазины, и интернет-сайты, ведь все больше книг (да и не только книг) продаются сейчас в мировой сети.

    Многие амбициозные типографии давно сделали и это, и сейчас автор, желающий издаться за свой счет, в типографии может рассчитывать уже не только на печать, но и на полный спектр услуг, от корректуры его рукописи до организации встреч с читателями.

 

   Различия между типографией и издательством будут стираться все сильнее и сильнее. Безусловно, были и остаются издательства-гиганты, диктующие свою волю как авторам, так и типографиям, но применимо к сегменту издания книг за счет автора, все больше и больше типографий будут браться за ранее несвойственные им задачи.

  

     Какое значение это имеет для автора, решившего вложить средства в издание своей книги, и кого предпочесть? Обычная типография - ваш выбор, если вы стеснены в средствах, но при этом способны сами сделать большинство допечатных операций (корректура, редактура, верстка), и вы уже точно знаете, где, как и по каким каналам вы будете продавать вашу книгу. Обращаться в издательство стоит, если вы желаете (и можете себе позволить), чтобы все это сделали за вас. Подготовили, напечатали и передали на распространение. Ну, или хотя бы выложили на виртуальные полки интернет-магазина.

     Безусловно, обратившись в крупное издательство, работающее с большим количеством книжных дистрибьюторов, вы сможете увидеть свою книгу на полке едва ли не каждого магазина. Но затраты на издание книги могут существенно превышать прогнозируемую прибыль от продажи и не каждый издатель пойдет на такой риск. 

С чего начинаются книги…

     − «С обложки», — подумают многие из вас и будут, увы, не правы. Издание любой книги начинается с поиска! С поиска издательства, которое выпустит авторское произведение. Мало просто написать роман, повести или стихи – их рано или поздно захочется опубликовать, и тут у авторов начинаются проблемы…

    Начинающему автору найти издательство, которое за свой счет возьмется издать его книгу, практически нереально. На это могут рассчитывать лишь авторы уже известные. А чтобы стать известным – надо издавать свои книги. Получается замкнутый круг.

    − Как вы думаете, с какой целью автор хочет издать свою книгу?

(ответы учеников)Хочу такой сайт

 Есть три основные причины:

1.     Для материальной выгоды. Каждый автор мечтает, чтобы его книга стала известной и приносила доход. Реализовать это сложно, но возможно.

2.     Заявить о себе как о писателе, драматурге или поэте. Для творческого человека очень важно быть услышанным! Для этого необходимо не только писать интересные произведения, но и публиковать их.

3.     Продвигать свои идеи и искать единомышленников. Издание книги будет полезным, чтобы вас услышали, ознакомились с вашими исследованиями, оказали поддержку и может быть даже спонсировали какие-то исследования или экспедиции.

Вычитка литературным редактором

    − Данный вид редактуры включает большой объем трудоемкой работы:

исправляется логика сюжета в прозе;

корректируется хронология развития сюжета;

устраняются или переписываются сомнительные обороты речи;

корректируются непонятные «туманные» места в тексте;

исправляются грамматические и пунктуационные ошибки в тексте.

       Конечно, далеко не все произведения требуют полного комплекса работ по вычитке прозаической литературы. Однако за годы работы некоторые издательства сталкивались с разными произведениями: например, проводили вычитку романа объёмом 400 страниц, написанного одним абзацем.

     Все замечания литературного редактора всегда согласовываются с автором и только после этого они вносятся или не вносятся в текст.

Подготовка иллюстраций

     −  К иллюстрациям относятся фото, рисунки, схемы, таблицы, графики и т.п. Если планируются иллюстрации к художественному произведению или к стихам, автор отмечает страницы (главы), к которым необходимы иллюстрации, а также рассказывает, какой сюжет он видит. По описаниям автора художник делает рисунок, который автор утверждает либо не утверждает.

       Если планируется издание специализированных книг (учебных, технических, исследовательских и т. д.), тогда автор готовит иллюстрации самостоятельно, а издательство их только корректирует, делая пригодными для печати. При необходимости, издательство может привлечь специалиста, который умеет рисовать схемы в определенных программах, например, в программах математического моделирования или автоматизированного проектирования.

Верстка макета: нюансы выбора

    − После того, как все моменты по тексту и иллюстрациям согласованы с автором, издательство приступает к верстке книги. Верстка – это процесс компоновки текста, иллюстраций и разных графических объектов в таком виде, в каком они будут представлены в готовой книге.

       Для осуществления верстки необходима специальная программа и опытный специалист. Издательство делает профессиональные макеты книг в компьютерной программе Adobe Indesign (эдоб индезайн). В этой программе оформляются заголовки, колонтитулы, вставляются иллюстрации, графики, делаются сноски, собирается содержание.

      Однако с целью удешевления процесса издания некоторые авторы делают верстку книги в Word. Такой вариант возможен только, если будет осуществляться цифровая печать. Word не соблюдает ни одного полиграфического стандарта, поэтому всегда есть риск, что всё придётся переделывать. Также автор должен понимать, что качество книги при такой вёрстке будет несколько ниже, особенно это заметно при цветной печати.

        Отмечу, что если планируется офсетная печать книги, тогда используется только профессиональная программа для верстки — Adobe Indesign.

Присвоение индексов и кодов

    −  Издательство должно придерживается всех правил и норм в оформлении книг, поэтому все необходимые коды, индексы (в частности, УДК, ББК, ISBN), авторские знаки, штрих-коды обязательно присваиваются. 

Обложка – лицо книги

     −  Первое впечатление о книге складывается по обложке. И у Вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому очень важно, особенно в художественной литературе, сделать обложку привлекательной, запоминающейся. Именно автор решает, какой будет обложка его книги, а издательство воплощает его пожелания в жизнь.

     Обложки могут быть очень разными:

содержать только название и фамилию автора;

скомпонованы из различных фотографий;

нарисованы акварелью, карандашами, тушью;

иметь золотое/серебряное или рельефное тиснение.

     А какие обложки книг вам больше нравятся, ребята?

(Ответы учеников)

       Возможности оформления обложки практически безграничны, она может стать маленьким произведением искусства, а может быть в минималистическом стиле, в любом случае все ограничивается только фантазией автора и бюджетом.

     Отмечу, что если автор хочет сделать обложку с тиснением – изготовление может занять несколько больше времени, чем обычно. Для тиснения в специальной программе кропотливо вырисовывается будущий металлический штамп, которым и будет производиться тиснение фольги на обложку.

Корректура макета

     − Выше я уже рассказывала о том, что авторский текст вычитывается очень тщательно и бывает, что с привлечением нескольких специалистов. Однако на финишном этапе издания произведение еще раз отдается на вычитку корректору. Во время верстки макета в тексте могут появиться ошибки верстальщика, неточности в переносе слов, неправильные кавычки, какие-то пунктуационные недочеты – все это исправляется корректором.

Обратите внимание

   − В некоторых издательствах больше всего этапов вычитки (целых три!) проходит техническая литература. Такие книги вычитывает сначала эксперт или редактор, разбирающийся в теме, потом литературный редактор и в конце – корректор макета. Художественная литература и стихи вычитывается два раза: литредактором и корректором.

Выпускающий редактор – контроль на финишной прямой

   − Издание книг предусматривает наличие такой должности как выпускающий редактор. В его функции входит контроль готового макета перед печатью. Редактор тщательно проверяет весь макет, его комплектность, наличие кодов, приложений, оформление обложки, также он заполняет всю необходимую документацию для правильной печати.

Тонкости печатного дела

    − Печать книги также, как и сам процесс подготовки макета, имеет свои особенности. Некотрые издательства не раз сталкивались с такими ситуациями, когда авторы просили напечатать первые 2 экземпляра книги, а остальное потом. Или просили напечатать половину тиража в мягкой обложке, а половину в твердой. Однако особенность печати такова, что выполнить эти просьбы бывает невозможно без дополнительных затрат, особенно если печать офсетная, а не цифровая.

     Сделать пробную печать в несколько экземпляров, а не целый тираж возможно в цифровой печати. Однако авторам следует учитывать, что это получится дороже, чем просто запустить весь тираж в печать, так как необходимо будет сделать приладку печатной машины.

     Печать части тиража в разных видах обложки (твердой и мягкой) возможно сделать, но тогда это будет оформляться как два разных тиража, потому что потребует два разных цикла печати и сборки книги. Соответственно автору это будет стоить значительно дороже.

Распространение тиража

    − Издательства могут предложить два вида распространения напечатанного тиража:

поставка в магазины и продажа оптовикам;

распространение через Интернет в электронном варианте.

    Следует учитывать, что распространение бумажного тиража потребует дополнительных расходов издательства, ведь книги надо хранить, развозить по магазинам, заполнять различные бухгалтерские и сопроводительные документы, вести учет, платить налоги и многое другое.

   

 Список использованной литературы.

 

1. Издание книг: от мечты к реализации; источник: https://www.triumph.ru/izdanie-knig.html;

2. Типография и издательство: отличия;

 источник: https://типография-новый-формат.рф/voprosyi/tipografiya-i-izdatelstvo

3. Архивные источники.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(903) 499-86-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».