Неделя детской книги-2022, посвященная 140-летию К.И.Чуковского

14.03.2022

О детство, детство дорогое
То было время золотое
И как хотелось бы сейчас
Вернуться снова в детский час…

(Воспоминания о Чуковском)

Белоусов Виктор Васильевич


          Сказки – это один из увлекательнейших жанров устного народного творчества.

Корней Иванович Чуковский знал, как надо писать детские произведения, учитывая психологию маленького ребенка. Главный секрет автор раскрыл в своей последней статье: "Всякая искренняя детская сказка всегда бывает рождена оптимизмом. Ее живит благодатная детская вера в победу добра над злом".

Корней Иванович Чуковский создал свой мир. Изучая детский язык, предрасположенность детского уха к поэтическому языку, он выводил законы, которыми должен руководствоваться детский поэт. Основные принципы: образность, обилие гласных, глагольных форм, частые смены ритма, сюжетные повороты, чтобы сразу увлечь ребенка.

Так как «Неделя детской книги» посвящена 140-летию со дня рождения К. И. Чуковского, с 14 по 19 марта были проведены различные мероприятия на данную тематику, которые организовала педагог-библиотекарь МБОУ «Башлыкентской СОШ им. Ш. Г. Шахбанова», Ильясова Саният Хайбуллаевна.

 

1 день Выставка «С днем рождения, Корней Иванович Чуковский!»

14.03.2022


«С днем рождения, Корней Иванович Чуковский!»


31марта родился писатель, которого в нашей стране знал в лицо каждый ребенок, — Корней Чуковский. Знали и по имени-отчеству: Корней Иванович, но больше - как дедушка Корней. А ведь Чуковский был не только автором детских сказок в стихах и прозе, но и поэтом, публицистом, критиком, переводчиком, литературоведом, а также почетным доктором литературы Оксфордского университета.

Его произведения и сегодня любимы не только детьми, но и взрослыми. «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Тараканище» - все эти и другие сказки Чуковского прочно вписаны в золотой фонд детской литературы. Именно с них почти все дети вступают в мир сказки, литературы и самостоятельного чтения.

Корней Чуковский — это псевдоним. А настоящее имя писателя — Николай Васильевич Корнейчуков.

Корней Иванович стал известным писателем исключительно благодаря своему усердию, огромной работоспособности и любви к учебе, хотя его официальное образование — неоконченная гимназия.

Главной страстью Корнея Ивановича всю жизнь была литература. Он ее любил и изучал, хлопотал за литераторов, помогал им, анализировал все, что писалось современниками, то есть служил литературе в самом высоком смысле этого слова.

Корней Иванович всю жизнь помогал тем, кто просил у него помощи, пользуясь для этого своей известностью, обаянием и артистизмом. Он боролся за тех, кто был арестован, участвовал в судьбе осиротевших семей, выбивал пенсии, квартиры, места в больницах, посылал деньги, помогал пробиться талантливым молодым литераторам и напечататься тем, кто этого заслуживал.

Он отдал литературе 62 года. Это точная цифра, так как писатель работал каждый день, у него не было выходных. Он придерживался определенных правил, чтобы сэкономить свое время - просыпался в 5 утра, а ложился спать уже в 9 вечера.

В честь такого человека 14 марта 2022 года в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш. Г. Шахбанова» открылась «Неделя детской книги». Были подготовлены разные выставки, посвященные 140-летию со дня рождения Корнея Чуковского. 

2 день Конкурс на лучший рисунок «Обложка моей любимой книжки»

15.03.2022

Конкурс на лучший рисунок

«Обложка моей любимой книжки»

 

Рисунок — широко распространенный вид искусства и первый, с которым сталкивается человек в своем эстетическом опыте. Это может звучать высокопарно, но наши детские каракули — свидетельства приобщения к искусству графики.

Рисование – это новый, удивительный и увлекательный мир, который ребенок может открыть для себя. С помощью своих рисунков дети учатся не только анализировать внешний мир, но выражают свой внутренний мир, свои страхи, желания и проблемы с помощью различных средств художественной выразительности. Рисование полезно со всех сторон, оно помогает развивать моторику, воображение, образное мышление, усидчивость, самодисциплину.

Все дети любят рисовать! А участвовать в конкурсах рисунков еще больше! Поэтому было принято решение провести конкурс рисунков среди начальных классов, в котором они должны нарисовать любимую обложку из полюбившихся нам книг Корнея Ивановича Чуковского.

В конкурсе «Обложка моей любимой книжки», которая посвящена юбилею писателя, участвовали учащиеся начальных классов, поскольку именно они могут увидеть по-настоящему волшебный мир нашего доброго дядюшки Чуковского. 

15 марта 2022 г. в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш. Г. Шахбанова» был проведен конкурс рисунков среди учащихся начальных классов. Дети проявили большой интерес к этому конкурсу и многие из них приняли в нем участие.

По итогам голосования были выявлены следующие результаты:

·      1 место – Алиева Марьям, ученица 2 класса.

·      2 место – Мустафаев Эльбрус, ученик 3а класса.

·      3 место – Магомедова Зумруд, ученица 3б класса.

Мероприятие проводилось в целях раскрытия творческих способностей детей, привлечь их внимание в занятие художественным творчеством, привития учащимся чувства любви к чтению сказок. 

3 день Библиотечный урок «С таким писателем не расставайтесь»

16.03.2022

Библиотечный урок

«С таким писателем не расставайтесь»

 

В марте 16 числа 2021 г. в кабинете «Библиотека» в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш.Г. Шахбанова» был проведен библиотечный урок с 3 классом педагог-библиотекарем, Ильясовой С.Х.

Весь ход урока изложен ниже.

 

Цели и задачи библиотечного урока:

 

Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление детей о книгах. Углубить знания детей.

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.

3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам, прививать интерес миру увлеченных.

Оборудование: Выставка книг, рисунки, информационный стенд, посвященные 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского.

Ход библиотечного урока

Педагог-библиотекарь: «Жил-был на свете, писатель, поэт, литературовед и журналист» - Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Так, кажется, начинаются многие сказки и даже настоящие, «всамделишные» истории?

В марте нынешнего года многие люди в России, мысленно отмечая юбилей писателя, вспоминали его добрым словом, потому что с детства привыкли читать его чудные книги и слышать (когда-то «живьём», а потом - в записи, по радио) его удивительный голос. Все знают его сказки?

Дети: Да!

Педагог-библиотекарь: Очень хорошо! А какие из них вы знаете?

Дети:

Айболит

Бармалей

Краденое солнце

Крокодил

Мойдодыр

Муха-Цокотуха

Одолеем Бармалея

Приключения Бибигона

Путаница

Собачье царство

Тараканище

Телефон

Топтыгин и Лиса

Топтыгин и Луна

Федорино горе

Чудо дерево

Педагог-библиотекарь: Какие молодцы! Каждая сказка его очень интересная! Особенно хороши те, что уже экранизировали еще в советское время. Смотрели мультфильм «Мойдодыр»?

Дети (отвечают)

Педагог-библиотекарь: Хорошо, молодцы! Те, кто еще не посмотрели, обязательно посмотрите. Вам понравится! А теперь слушайте внимательно. Я продолжу рассказывать о Чуковском интересные факты.  

Он родился ещё в позапрошлом веке, в столичном в ту пору городе Санкт-Петербурге, и в документах о его рождении и крещении значилось: Николай Васильевич Корнейчуков. А Корнеем Ивановичем Чуковским он станет гораздо позднее, когда, начав карьеру литератора, выберет себе псевдоним. Так делают многие писатели, которых мы знаем совсем не под тем именем, которое они получили при рождении. Его матерью была крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова, служившая в Петербурге горничной, а отцом - Эммануил Соломонович Левенсон, сын весьма богатых родителей. Но их семейная жизнь не сложилась - родственники не позволили: слишком велико было неравенство, и мать будущего писателя уехала с ним и его старшей сестрой в Одессу, где маленький Коля (или будущий Корней) вырос, ходил в детский сад, а потом в гимназию. Об этом времени он написал в повести «Серебряный герб», которую кто-то из вас, может быть, читал или прочтёт позднее, когда немного подрастёт. Первой литературной профессией Чуковского была журналистика: в 1901 году он начал сотрудничать в газете «Одесские новости», а в 1903 году даже едет от этой газеты «собственным корреспондентом» в Лондон, как единственный из сотрудников, который знает английский язык. К слову сказать, английский молодой журналист выучил самостоятельно, по самоучителю и, приехав в Лондон, очень удивлялся тому, что ни он не понимает лондонцев, ни они его! Но потом писатель настолько усовершенствовался в языке Шекспира и Байрона, что до сих пор некоторые книги американских и английских авторов выходят у нас в его замечательных переводах!

Вернувшись в Россию, будущий автор «Мойдодыра» становится жителем Санкт-Петербурга, знакомится со многими известными писателями, поэтами, художниками (среди которых Илья Репин, Осип Мандельштам, Александр Куприн, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский и другие), приобретает профессию литературного критика. А потом в жизни страны и жизни Чуковского были две революции, Гражданская война и, естественно, литература. Он много пишет о жизни знаменитого поэта Н.А. Некрасова, изучает творчество других писателей, переводит стихи английских поэтов.

Детским писателем Корней Иванович почувствовал себя далеко не сразу. В 1916 году, когда он был уже известным литературным критиком, написал свою первую сказку – «Крокодил» и составил сборник для детей, называвшийся «Елка». Вы эту сказку, может быть, помните? Как она начинается?

Ученик 1: Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, -

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Педагог-библиотекарь: Верно! Сказка эта довольно длинная. Она не только про Крокодила (имя героя всегда нужно писать с большой буквы), но и про его жену Крокодилицу, деток - Тотошу и Кокошу, храброго мальчика Ваню Васильчикова, который спас тех, кого Крокодил вначале, по жадности, проглотил, и многих других. А помните подарки, которые крокодил привёз из Петрограда в Африку для соседей и родственников? Они его спрашивают: а что ты нам привёз из столицы России?

Ученик 2:

Отвечает Крокодил:

- Никого я не забыл,

И для каждого из вас

Я подарочки припас!

Льву - халву,

Мартышке - коврижки,

Орлу - пастилу,

Бегемотику - книжки,

Буйволу - удочку,

Страусу - дудочку,

Слонихе - конфет,

А слону - пистолет...

Педагог-библиотекарь: А это ведь, ребята, не просто перечисление крокодиловых подарков; это список того, что дети 100 лет назад хотели бы получить от родителей. Интересно, не правда ли?

За эту замечательную сказку Чуковского потом, после революции, сильно ругали разные политические и литературные деятели. В роли критиков оказалась и Н.К. Крупская, вдова В.И. Ленина. Она считала себя большим специалистом в детской педагогике, а потому любила «делать выводы». «Такая болтовня, - писала в газете «Правда» она в 1928 году, - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комическими образами, а попутно дают глотать какую-то муть... Я думаю, что «Крокодила» нашим детям давать нельзя...» Литературные критики учли мнение партийного руководства, и в газетном обиходе даже появился специальный термин «чуковщина», обозначавший очень вредную для советских детей литературу.

Обидно и горько было это слушать и читать Корнею Ивановичу, но работать он не перестаёт, создавая в 1920-е годы такие известные каждому из нас стихотворения-сказки, как «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон» и знаменитого «Бармалея». Какое из этих стихотворений нам с вами сейчас можно вспомнить? Может быть, эти строчки из такого знакомого нам стихотворения?

 

Ученик 3:

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

Педагог-библиотекарь: Молодец! А еще? Кто еще прочитает отрывок?

Ученик:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

 

Педагог-библиотекарь: Сейчас нам читать стихи легко и весело! А в те далёкие времена их автору было не до шуток. Чуковский был испуган (в те времена вслед за подобной критикой в газетах обычно следовал арест), он обещает больше не писать «таких сказок». И создание стихов для детей практически прекращается на долгих 13 лет. Но знаете, что самое любопытное? В то время как сказки Чуковского ругают критики, дети продолжают их читать, а в некоторых городах даже появляются памятники его литературным героям. Самым известным из них станет фонтан «Бармалей» или «Дети и крокодил».

А давайте мы с вами немного поиграем! Какая героиня сказки Чуковского произносила эти слова?

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

Дети: Федора.

Педагог-библиотекарь: Назовите настоящее имя К.И. Чуковского.

Дети: Николай.

Педагог-библиотекарь: О ком эти строчки? Отгадайте кто это?

Он страшными глазами сверкает,

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костёр зажигает,

Он страшное слово кричит:

"Карабас! Карабас!

Пообедаю сейчас!"

Дети: Бармалей.

Педагог-библиотекарь: Из какой сказки эти строчки?

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде -

Вечная слава воде!

Дети: Мойдодыр.

Педагог-библиотекарь: Из какой сказки эти строки?

Плачут Тотоша с Кокошей:

Папочка, ты нехороший:

Даже для глупой овцы

Есть у тебя леденцы.

Мы же тебе не чужие,

Мы твои дети родные,

Так отчего, отчего

Ты нам не привёз ничего?

Дети: Крокодил.

Педагог-библиотекарь: Из какой сказки эти строки?

Кому велено чирикать-

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать-

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!

Дети: Путаница.

Педагог-библиотекарь: Из какой сказки эти строки?

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень

Динь-ди-лень

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

Дети: Телефон.

Педагог-библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы все хорошо знаете произведения дедушки Корнея. Давайте подведем итоги библиотечного урока. Сказки К. Чуковского заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

На этом наш библиотечный урок, посвященный юбилею писателя, заканчивается. Большое спасибо за активное участие! Читайте, дети, побольше хороших сказок! Двери библиотеки всегда открыты для вас! 

4 день Инсценировка «Доктор Айболит»

17.03.2022

Инсценировка

«Доктор Айболит»

Данная инсценировка была подготовлена по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон» и проведена 17.03.2022г. (см.приложение 4) Это один самых любимых сказок детей, поэтому учащиеся 4 класса были очень счастливы участвовать в инсценировке. Снятое видео можно посмотреть на жестком носителе.

Сценарий инсценировки:

Айболит: У меня зазвонил телефон (звонок телефона)

Айболит: Кто говорит?

Слон:   Слон.

Айболит: Откуда?

Слон:  От верблюда.

Айболит: Что вам надо?

Слон:  Шоколада.

Айболит: Для кого?

Слон: Для сына моего.

Айболит: А много ли прислать?

Слон: Да пудов этак пять или шесть:

              Больше ему не съесть,

              Он у меня ещё маленький! (кладёт трубку)

Айболит: А потом позвонил крокодил (звучит звонок телефона)

              И со слезами просил:

Крокодил: Мой милый, хороший,

                    Пришли мне калоши,

                    И мне, и жене, и Тотоше.

Айболит: Постой, не тебе ли

              На пошлой неделе

              Я выслал две пары

              Отличных калош?

Крокодил:   Ах, те, что ты выслал

                      На пошлой неделе,

                      Мы давно уже съели

                      И ждём, не дождёмся,

                      Когда же ты снова пришлёшь

                      К нашему ужину, дюжину

                      Новых и сладких калош! (кладёт трубку).

Айболит: А потом позвонили зайчатки: (звучит звонок телефона).

Зайчата: Нельзя ли прислать перчатки? (кладут трубку).

Айболит: А потом позвонили мартышки: (звучит звонок телефона).

Мартышки: Пришлите, пожалуйста, книжки! (кладут трубку).

Айболит: А потом позвонил медведь (выходит медведь)

              Да как начал, как начал реветь (ревёт в трубку)

Айболит: Погодите, медведь, не ревите,

              Объясните, чего вы хотите? (ревёт в трубку)

              Но он только “му” да “му”,

              А к чему, почему – не пойму!

              Повесьте, пожалуйста, трубку! (медведь кладёт трубку, уходит за ширму).

Айболит: А потом позвонили цапли: (выходят цапли)

Цапли: Пришлите, пожалуйста, капли:

              Мы лягушками нынче объелись,

              И у нас животы разболелись! (уходят за ширму).

Айболит: А потом позвонила свинья:

Свинья: Нельзя ли прислать соловья?

                Мы сегодня вдвоём с соловьём

                Чудесную песню споём.

Айболит: Нет, нет! Соловей,

             Не поёт для свиней!

             Позовите-ка лучше ворону! (кладёт трубку)

Айболит: И снова медведь: (выходит медведь)

Медведь: О, спасите моржа!

               Вчера проглотил он морского ежа! (кладёт трубку уходит за ширму).

Айболит: И такая дребедень

              Целый день:

              Динь-де-лень, динь-де-лень

              Динь-де-лень, то тюлень позвонит, то олень.

Айболит: А недавно две газели

              Позвонили и запели:

Газели: Неужели, в самом дели

               Все сгорели карусели?

Айболит: Ах, в уме ли вы, газели?  

              Не сгорели карусели,

              И качели уцелели!

              Вы б, газели не галдели,

              А на будущей неделе

              Прискакали бы и сели

              На качели-карусели!

              Но не слушали газели

              И по-прежнему галдели:

Газели: Неужели, в самом деле

               Все качели погорели?

Айболит: Что за глупые газели! (газели кладут трубку)

Айболит: А вчера поутру кенгуру (выпрыгивает кенгуру)

Кенгуру:  Не это ли квартира Мойдодыра?

Автор: Я рассердился да как заору:

              Нет! Это чужая квартира!!!

Кенгуру: А где Мойдодыр?

Айболит: Не могу вам сказать…

              Позвоните по номеру сто двадцать пять. (кенгуру возвращается за ширму)

Айболит: Я три ночи не спал, я устал.

             Мне бы заснуть, отдохнуть…

             Но только я лёг – звонок! (выходит носорог)

Айболит: Кто говорит?

Носорог: Носорог.

Айболит: Что такое?

Носорог: Беда! Беда! Бегите скорей сюда!

Айболит: В чём дело?

Носорог: Спасите!

Айболит: Кого?

Носорог: Бегемота!

                 Наш бегемот провалился в болото…

Айболит: Провалился в болото?!

Носорог: Да! И ни, туда и ни сюда!

                 О, если вы не придёте,

                 Он утонет, утонет в болоте,

                 Умрёт, пропадёт Бегемот!!!

Айболит: Ладно! Бегу! Бегу!

              Если могу, помогу! (берет спасательный круг)

Все звери встают вокруг болота, автор закидывает бегемоту спасательный круг и верёвки, звери тянут за них. После того, когда будет спасён бегемот, все дети, «вытирая пот со лба», говорят: Все вместе: Ох, нелёгкая это работа –

                                      Из болота тащить бегемота!

5 день Конкурс на лучшего чтеца «Книг заветные страницы»

18.03.2022

Конкурс на лучшего чтеца

«Книг заветные страницы»

 

18 марта 2022 г. в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш.Г. Шахбанова» стал конкурс чтецов, проведенный педагог-библиотекарем Ильясовой Саният Хайбуллаевной с 3а классом. Фотографии можно увидеть в приложениях. (см.приложение 5)

К данному конкурсу было подобрано специальное жюри:

·      Алиева У.А., заместитель директора по УВР;

·      Эскендерова З.Х., социальный педагог;

·      Ибрагимова Б.У., старший воспитатель.

·      Абдурахманова А.Г., учитель русского языка и литературы.

Ребята для конкурса выбрали стихи из произведений Корнея Ивановича Чуковского и читали с эмоциями и чувствами. Победителя и призеров выбрало справедливое жюри:

·      1 место – Джамалутдинова Умухавват;

·      2 место – Ибрагимова Фатима;

·      3 место – Алескендерова Алина.

Сценарий мероприятия описан ниже

   

Цели и задачи:

1.Пропаганда произведений детского писателя, воспитание подрастающего поколения с чувством любви к чтению добрых сказок;

2.Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова.

Исполнители представляют фрагмент отрывка из сказок Корнея Ивановича Чуковского.

Критерии оценки и требования к выступлениям

1. Уровень исполнительского мастерства;

2. Индивидуальность исполнительской манеры;

3. Внятность и слышимость речи;

4. Артистичность и сценическая культура;

5. Своеобразие, оригинальность репертуара.

Регламент выступления:

·      Время выступления не ограничено

·      Подведение итогов конкурса

·      Победители и призёры конкурса награждаются грамотами

Сценарий конкурса чтецов «Книг заветные страницы!»

Педагог-библиотекарь: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на конкурсе чтецов «Книг заветные страницы!». Наша сегодняшняя встреча посвящена юбилею Корнея Чуковского. Вы любите    слушать и читать  стихи?

Дети: Да.

Педагог-библиотекарь:

Стихи бывают разные

Хорошие, простые.

Стихи  бывают  грустные,

Бывают  и смешные.       

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам известного всем писателя. А кто этот писатель, вы узнаете, послушав отрывок из его произведения:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт,

Чудо-чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Ни листочки на нём,

Ни цветочки на нём.

А чулки и башмачки,

 Словно яблоки!

Это написал Корней Иванович Чуковский.

31 марта 2022 года исполняется 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – поэта и сказочника.

С ранних лет стихи его приносят всем радость. Не только вы, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки не представляют себе детства без «Айболита», «Тараканища», Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-цокотухи», «Телефона».

Сегодня мы с вами услышим много стихов, отрывков из сказок, которые приготовили ребята к этому конкурсу.

 А оценивать вас будет наше жюри. Они будут внимательно слушать, оценивать ваше выступление и выбирать лучшего чтеца.

Абдуллаева Р.:

Айболит

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчихаХочу такой сайт

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит, но дорожке».

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать,

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе. Айболит!»

Джамалутдинова У.:

Мойдодыр

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Что такое?

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Магомедов М:

Краденое солнце

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки-

Белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал —

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые

По земле во мраке лазают,

Да в овраге за горою

Волки бешеные воют.

Рано-рано

Два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!»

Саламов Д.:

Бармалей

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный

Бар-ма-лей!

Он бегает по Африке

И кушает детей —

Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

И папочка и мамочка

Под деревом сидят,

И папочка и мамочка

Детям говорят:

«Африка ужасна,

Да-да-да!

Африка опасна,

Да-да-да!

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!»

Ибрагимова Ф.:

Чудо-дерево

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

Маше — гамаши,

Зинке — ботинки,

Нинке — чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Алескендерова А.:

Муха-Цокотуха

Муха, Муха — Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла…

«Бабочка-красавица.

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

 

Исаев Г.:

Закаляка

Дали Мурочке тетрадь,

Стала Мура рисовать.

«Это — козочка рогатая.

Это — ёлочка мохнатая.

Это — дядя с бородой.

Это — дом с трубой».

«Ну, а это что такое,

Непонятное, чудное,

С десятью ногами,

С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка

Кусачая,

Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,

Перестала рисовать?»

«Я её боюсь!»

Эльдаров П.:

Радость

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

Педагог-библиотекарь: Большое спасибо за участие, ребята! Жюри сейчас оценят каждого из вас и выявят победителей.

(После выявления победителя и призеров и вручения грамот) Вот и закончился наш конкурс. Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Я желаю вам всего хорошего!!!!! 

6 день Литературная викторина «Кто в какой сказке живет?»

19.03.2022

Литературная викторина

«Кто в какой сказке живет?»

 

Литературная викторина стала завершающим мероприятием «Недели детской книги», которая была проведена 19.03.2022г. в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш. Г. Шахбанова» с учащимися начальных классов. Дети проявили неподдельный интерес и принимали активное участие в викторине. Презентацию и видео можно посмотреть на жестком носителе.

Сценарий викторины:

Педагог-библиотекарь: Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов.

1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?

Дети: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?

Дети: в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»

3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?

Дети: в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.

4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?

Дети: Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками

5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?

Дети: « в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»

6. Из какой сказки этот отрывок:

«Что такое?

Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?»

Ответ: из сказки «Мойдодыр»

7. Продолжите фразу:

«Ехали медведи — …на велосипеде»

«Одеяло убежало — …улетела простыня»

«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки»

«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам»

«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь»

8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?

Дети: «Телефон»

9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?

Дети: Таракан олицетворяет собой зло, насилие

10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?

Дети: «Мы врага бы –

На рога бы,

Только шкура дорога,

И рога нынче тоже не дешевы».

11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?

Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».

Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора…»

12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?

Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу

Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница»

13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?

Дети: «А метла-то, а метла – весела –

Заплясала, заиграла, замела,

Ни пылинки у Федоры не оставила».

14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?

Дети: борьба добра со злом, победа добра над злом

15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?

Дети: Крокодил «солнце в небе проглотил»

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?

Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку

Правильный ответ: в Африку

17. На каком шарике передвигались комарики в сказке «Тараканище»?

Дети: На воздушном.

Педагог-библиотекарь: Молодцы, ребята! На этом наша викторина заканчивается. Было ли вам интересно?

Дети: Да!

Педагог-библиотекарь: Мы с вами смогли погрузиться в замечательный мир Чуковского и вспомнить его чудесные сказки! Большое спасибо за активное участие! До скорых встреч, ребята! До новых встреч! (см. приложение)

Литературные источники

19.03.2022

Список литературы:

1.    Литературно-художественное издание серии «Библиотека детской классики», издательская группа «Азбука-Аттикус», 2013. // Кузьмина Л., от. редактор.

2.    Интернет источник: https://rustih.ru/stixi-dlya-detej/kornej-chukovskij-stixi-dlya-detej/

3.    Московское детское издательство «Детская литература», // редактор Э. Степченко «Сказки Корнея Чуковского», 1976.

4.    Серия «Книжки-картонки, Чуковский (ЦК А5)»// ООО «ИКД- Кредо», 2017.

5.    Интернет источник: https://infourok.ru/korney-ivanovich-chukovskiy-kratkaya-biografiya-2679800.html  

6.    Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чуковский,_Корней_Иванович

7.    ООО «Издательство «Фламинго», 2006. // Для младшего школьного возраста // г. Тверь.

 

Отчет о проделанной работе

21.03.2022

Отчет о проделанной работе

 

1 день

 

14 марта 2022 года в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш. Г. Шахбанова» открылась «Неделя детской книги». Были подготовлены разные выставки, посвященные 140-летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского (см. приложение 1).

2 день

 

2022-й год – юбилейный год для Корнея Ивановича Чуковского, так как исполняется 140 лет со дня его рождения. 15 марта был проведен конкурс на лучший рисунок «Обложка моей любимой книжки» среди учащихся начальных классов. Результаты голосования:

·      1 место – Алиева Марьям, ученица 2 класса.

·      2 место – Мустафаев Эльбрус, ученик 3а класса.

·      3 место – Магомедова Зумруд, ученица 3б класса.

Мероприятие проводилось в целях раскрытия творческих способностей детей, привлечь их внимание в занятие художественным творчеством, привития учащимся чувства любви к чтению сказок. (см. приложение 2).

3 день

 

16 марта в библиотеке МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш. Г. Шахбанова» педагог-библиотекарем Ильясовой С. Х. был проведен библиотечный урок «С таким писателем не расставайтесь», целью которого было формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы. (см. приложение 3).

 

 4 день

 

17 марта педагог-библиотекарь с помощью учителя начальных классов Барият Гамзатовной провела инсценировку «Айболит» с 4а классом. Зрителями стали параллельный класс, учителя и завуч. 

Данная инсценировка была подготовлена по сказке Корнея Ивановича Чуковского «Телефон». Это один самых любимых сказок детей, поэтому учащиеся 4 класса были очень счастливы участвовать в ней. Снятое видео можно посмотреть на жестком носителе. Видео и презентация сохранены на жестком носителе, который находится в папке конкурсной работы. (см. приложение 4).

5 день

18 марта 2022 г. в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш.Г. Шахбанова» стал конкурс чтецов, проведенный педагог-библиотекарем Ильясовой Саният Хайбуллаевной с 3а классом. Фотографии можно увидеть в приложениях. (см. приложение 5)

К данному конкурсу было подобрано специальное жюри:

·      Алиева У.А., заместитель директора по УВР;

·      Эскендерова З.Х., социальный педагог;

·      Ибрагимова Б.У., старший воспитатель.

·      Абдурахманова А.Г., учитель русского языка и литературы.

Ребята для конкурса выбрали стихи из произведений Корнея Ивановича Чуковского и читали с эмоциями и чувствами. Победителя и призеров выбрало справедливое жюри:

·      1 место – Джамалутдинова Умухавват;

·      2 место – Ибрагимова Фатима;

·      3 место – Алескендерова Алина.

6 день

Литературная викторина стала завершающим мероприятием «Недели детской книги», которая была проведена 19.03.2022г. в МБОУ «Башлыкентская СОШ им. Ш. Г. Шахбанова» с учащимися начальных классов. Дети проявили неподдельный интерес и принимали активное участие в викторине. Презентацию и видео можно посмотреть на жестком носителе. (см. приложение 6).

 

В общем, эта неделя прошла более, чем интересно. Данные мероприятия доказывают всю важность их проведения, ибо только так можно воспитывать в детях любовь и интерес к чтению неумирающих сказок, приобщать их к прекрасному, волшебному миру, воспитать патриотизм и гражданственность.  

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(903) 499-86-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».